5 лет насмарку или немного о высшем образовании

Я долго держал это в себе, пока не наступил предел, особенно, после того как прочитал письмо одной из выпускниц, ректору Питерского университета пару дней назад со страниц интернета.

Письмо выпускницы:


Здравствуйте, Ректор Санкт-Петербургского Университета Экономики и Финансов — одного из лучших экономических вузов страны, в который мечтают поступить тысячи школьников из провинции и Петербурга.

Я закончила ваше замечательное заведение 1 год назад. На днях мне понадобилось создать ИП, и юрист меня спрашивает: вы какую систему налогообложения выберете, упрощенную или единый налог на вмененный доход. И тут я понимаю, что понятия не имею, о чем идет речь! Слова конечно знакомые, но что за этим скрывается без понятия. Как такое может быть, что человек, отучившийся 5 лет в лучшем ЭКОНОМИЧЕСКОМ университете Питера, ни разу не слышал о таких определениях?

Как можно ходить на все пары, сдать экзамены на 4 и 5, защитить диплом по специальности экономист-математик и не знать, чем отличается ИП от ПБОЮЛ или это одно и то же? Почему маркетинг, страхование, бух учет, менеджмент — нам читали преподаватели, которые были старше 60 лет по книгам 20-летней давности? А экономику фирмы вел дедуля, которому было лет 75, и он умер от старости прямо перед зачетом.

Зачем вы меня учили про кривую Хикса, эластичность по цене, свот-анализ и градиент? Если я все это знаю, почему я себестоимость своего продукта рассчитываю, просто складывая в Excel все затраты в расчете на единицу, а розничную цену определяю интуитивно, т.к. не совсем понимаю, как эту формулу, которую мы проходили, применить в реальной жизни.

Зачем мне 2 семестра рассказывали про теорию экономических отношений?

Любой человек понимает, что есть спрос, а есть предложение и они взаимосвязаны. Каждый знает, что монополия — одна фирма, олигополия — несколько, конкуренция — много.

Зачем об этом целый год говорить и как знание биографии Маркса поможет мне выбрать правильную рекламу своего товара, создать сайт в WordPress, сделать макет листовок, найти поставщиков, провести презентацию товара, привлечь людей в группу ВКонтакте?

Я не знаю, как выписывать чек покупателю, я не знаю, где взять кассовый аппарат, нужен ли он мне, и как им пользоваться, я не умею учитывать расходы и доходы (но знаю статьи дебета-кредита бухгалтерского баланса — на 3м курсе проходили, на пятерку сдала), и самое неприятное, даже, если я буду нарушать закон, я даже не узнаю об этом, т.к. я понятия не имею, что можно делать, а что нельзя (правоведение и налогообложение — тоже на 5 сданы). Почему мои одногруппники работают агентами по продажам и раздают листовки в торговых центрах, а некоторые вообще до сих пор работу найти не могут? Может быть потому, что они НИЧЕГО не знают и не умеют? Короче, уважаемый ректор СПбГУЭФ, некогда мне тут разглагольствовать, т.к. надо сейчас весь интернет перерыть, чтобы почитать информацию про налоговую отчетность и организацию ИП — простейшую единицу рыночных отношений, про которые мы 5 лет, 6 дней в неделю слушали, записывали, зубрили, сдавали экзамены и защищали дипломы, и о которых я ничего не знаю, как оказалось.

П.С.: 5 лет в вашем вузе — самое бездарное времяпрепровождение, какое только может быть. Хорошо хоть я после 1го курса работать начала, иначе совсем бы отупела. Из десятков дисциплин, которые у нас были, пригодились только английский, физкультура и теория вероятностей. Из преподавателей — реально чему-то научили 1-2 человека.

Кроме 4 лучших друзей эти годы ничего мне не дали абсолютно. За 1 год жизни в Китае, сменив десяток работ, я узнала в сто раз больше и увидела, что такое экономика на самом деле.

Если вы думаете, что она описывается пересечением кривых IS-LM, то могу сказать, что вы неправы. Ставьте двойку. Диплом в помойку, тем у кого красный — тем более.

ВУЗ ваш отстой, лучше сразу ребенка дворником отправить работать, чем 5 лет по 200 тыс. в год платить за обучение. Чем продолжать так учить детей, лучше закройтесь вообще и устройте в здании музей, исторический объект как-никак, бывшее здание ассигнационного Банка России.

С уважением, Давыдова Екатерина!


Так и хочется сказать выпускникам школ и студентам: «Хватит лелеять надежды о том, что, потратив 5 лет (а в некоторых случаях и 6) на высшее образование Вы будете зарабатывать ОГРОМНЫЕ ДЕНЬГИ и Вас везде будут ждать с распростертыми объятиями! Перестаньте тратить деньги на университетские дипломы. Направьте свои силы, время, энергию — на практическое образование — которое спустя 5 лет принесет Вам в сотни раз больше плодов, чем только что получившему свой диплом выпускнику!»

Хочу рассказать Вам одну интересную притчу…

Давным-давно, когда не было еще ничего, Бог решил что-нибудь сотворить. И создал наш мир. Сначала свет, потом земля, вода и так далее дошел до человека, который был задуман, как известно по его (Бога) образу и подобию. Чтоб Адаму было не столь печально, и было с кем плодиться и размножаться, через денек создал Бог ему Еву.

— Всё есть что Вам нужно и о чем Вы только можете пожелать у Вас уже здесь есть, пользуйтесь на здоровье — предупредил Бог, — а вот там в дали Университеты, в них не суйтесь. А если пойдете, жизнь ваша испортится. Не ешьте университетского яблока! — и ушел.

Вскоре объявился змей.

— Как живется? — спросило исчадье ада.

— Все отлично, наслаждаемся жизнью, все есть, все можем — ответила парочка

— Как это, а дипломы?

Узнав, что у Адама с Евой нет дипломов, змей очень удивился и сообщил, что дипломы обязательно должны быть, без них нельзя радоваться жизни и жить красиво. Необходимо провести в университете 5 лет и только тогда можно в жизни устроиться.

Вняли Адам и Ева змею и пошли поступать. Готовились долго, зубрили математику, русский язык, сдавали экзамены, конкурс проходили. Поступили, обрадовались, 5 лет учились, сессии сдавали, лекции и семинары посещали. Закончили. Получили дипломы и… сидят в саду никому не нужные, ничего не делают, на приличную работу почему-то не берут, тонна полученных бестолковых знаний никому не нужна, как и дипломы оказывается, да и не очень-то их знаний осталось, большинство сразу после экзаменов выветривались навсегда. Появляется Бог:

— Где же вы были, дети мои? Как вы поживаете?

— Плохо. Дипломы есть, а на работу почему-то не берут. Либо предлагают совсем уж недостойные нашего высшего образования деньги. Они не понимают насколько мы ценные специалисты, мы ведь выпускники университета! Кругом несправедливость, нормально зарабатывают только нечестные люди.

— И где же вы такой чуши наслышались?

— От профессоров и преподавателей в университете.

— И как те преподаватели, хорошо ли живут?

— Да нет, тоже плохо и бедно.

Посмотрел на них Бог с прищуром и упрекнул, что слушали они людей, у которых нет денег, карьеры, признания, уважения и т.д., а Его не слушали, хотя могли все взять в любой момент в любом количестве.

В каждой сказке есть только доля сказки.

Мое мнение — если ты хочешь просто быть как все и идти общей дорогой, или вообще понятия не имеешь куда идти, тогда как крайний вариант — можно идти за высшим образованием.

Но если цели хоть немного более высокие — высшее образование лишний балласт из неработающих стереотипов, который к тому же крадет 5 лет жизни. Только подумайте — 5 лет жизни посвятить обучению тому, что тебе совершенно не нужно! Вместо того, чтобы изучать реально нужные полезные вещи, одновременно работая и набираясь практического опыта — мы тратим время на не понятно что и для кого! Встает законный вопрос — если высшее образование совершенно не дает необходимых знаний, откуда же их брать?

Могу предложить 2 самых эффективных, на мой взгляд, способа:

  • Посетите десяток семинаров и тренингов по тому направлению, которое хотите освоить. Это сразу даст вам во много раз больше практической информации, чем любой ВУЗ (хотя, конечно, тренера тоже надо выбирать — идите только на практика — кто сам делает то, чему учит).
  • Устройтесь на работу в компанию, работающую в интересующей вас области, либо на актуальную вам должность. Там вы действительно сможете получить необходимый опыт. Работайте прежде всего ради опыта и знаний, а не ради денег. Если потребуется — даже бесплатно.

Если страшно, можно продолжать учиться по минимуму (фактически числиться) где-нибудь, чтобы получить диплом. Но одновременно обязательно работать и учиться реальным навыкам.

Я не пропагандирую отказ от высшего образование для всех — для масс в масштабах государства, разумеется высшее образование некоторым нужно, но если говорить о конкретном человеке, который хочет РЕАЛЬНО добиться успеха в практически любой профессии высшее образование — это совершенно неразумная растрата времени, 5 лет которые можно потратить на порядок более эффективно осваивая практические навыки плюс добирая НЕОБХОДИМЫЕ (а не все подряд как в университетах) теоретические знания на отдельных семинарах или курсах.

Я прекрасно понимаю, что множество читателей скажет, что высшее образование учит мыслить — но не 5 же лет! Тем более что большую часть этого времени студенты НЕ учатся, большинство же учатся работать и усваивать массивы информации только во время сессий. Это все равно, что сесть в тюрьму на несколько лет, чтобы научиться дисциплине.

Предвижу вопрос — кому же необходимо высшее образование? Высшее образование нужно тем, кто хочет, жаждет, мечтает стать врачом, физиком, биологом и т.п. Кто реально «кайфует» от этого, тогда и будет больше настоящих врачей, физиков, химиков! А научиться мыслить, анализировать и находить информацию можно и в более короткие сроки. Благо сейчас столько источников на любой вкус и кошелек! Некоторым, высшее образование приносит огромную пользу. Но только если это действительно Высшее Образование, а не так — ради «корочки» …, но статистика такова, что 80% выпускников ВУЗов НЕ работают по профессии! Конечно, везде есть исключения, но они крайне редки. Например, есть некоторые профессии, которым высшее образование необходимо (физики, химики, врачи, архитекторы, машинисты, таможенники и т.д.), в которых то, что дадут в ВУЗе на несколько порядков больше, объемнее, быстрее и разнообразнее, чем ты выкопаешь за всю жизнь самостоятельно, не зная, что и где копать. Если посмотреть вокруг, то вроде союзные здания до сих пор стоят, машины и поезда ездят. Вполне возможно, что образование идет не совсем в правильном направлении и мы отстаём во многом на десятки лет. Но это достаточно хорошая база для дальнейшего развития. А как человек ею воспользовался — это уже его выбор.

Для тех, кто думает, что «если идти наниматься на работу, диплом обязательно спросят, какие бы умения у тебя ни были, мол, диплом тут как красивая визитная карточка», отвечу: «Вы что действительно считаете, что для бизнесмена нанимающего человека на работу имеет значение диплом?» В подавляющем большинстве случаев — никакого значения не имеет диплом какого ВУЗа у тебя, тем более всем всё равно, как ты там учился (и так все знают, что там всё можно купить), а вот реальный опыт работы — это ОЧЕНЬ БОЛЬШОЙ ПЛЮС, сразу перевешивающий любые бумажки и пластики.
С другой стороны, высшее образование необходимо, чтобы сформировать общее мировоззрение, но для этого достаточно заочного или даже дистанционного обучения.

Высшее образование — это стереотип и все, это не знания, которые можно применить и получить результат.

Другое дело, что глобально образование действительно не успевает за скоростью жизни сейчас. Все меняется так быстро, что учебные программы не успевают реагировать, и тут уже как повезет с преподавателями — если это реальные практики, которые и сами стараются быть в тренде и ориентироваться в новых технологиях — студентам повезло! Если же Вы попали к консервативным «педагогам», то от них Вы можете получить только исторические знания, которые тоже бывают полезны.

В преподавателях меня вообще поражает как же они без практики, а только с теорией своей дисциплины учат нас как ее применять в реальных условиях! Когда сами даже не представляют, что это такое вести свой бизнес.

У нас сам принцип подачи знаний в ВУЗах очень устарел. Естественно, стоило бы пересмотреть программы обучения и убрать из них всё лишнее и сделать побольше практики по основному предмету, но это уже дело будущего. Надеюсь, ближайшего. Вообще же, систему высшего образования нужно сделать более «недоступной» чтобы не плодить громадное количество совершенно не нужных «специалистов». Да и само количество ВУЗов нужно сократить процентов на 50. Особенно экономических. И их стало так много именно потому, что очень многие хотят заработать — выдача «корочек» стала прибыльным бизнесом. Но, господа, почитайте объявления — у нас уже и на должность «уборщица» требуют диплом о высшем образовании! По сути, нужна серьёзная реформа высшего образования. Другое дело, кто этим будет заниматься, а кроме того, дадут ли это сделать те, кто сделал высшее образование своим бизнесом?

После окончания ВУЗа, устроившись на работу по специальности (что в наше время редкость) — молодежь убеждается в том, что-то что часто говорят преподаватели — полный бред! Представления, которые дают о малом бизнесе, его создании, процветании, или что многие стандартные теории и т.д. вообще ничего общего не имеют с реальностью. Студент имеет (если имеет) огромную кучу никому не нужной теории, мало либо полное отсутствие жизненной практики и придя на работу, вынужден учиться с нуля (всему приходится переучиваться на уже реальной практике)! Выпускающиеся студенты как минимум не могут найти себе достойную работу. Разве это результат? Разве это то — на что нужно тратить 5 лет жизни? Проблема в том, что все понимают это когда уже будет поздно. Мало кто в 16, 17 лет понимает, что даст ему ВУЗ.

В наше время в ВУЗ идут те, кто после окончания школы не знает, чем же заняться. Тем, кто уже в этом возрасте видит свою цель диплом не нужен.
Вы спросите, что же делать молодым выпускникам 9-х и 11-х классов?

  1. ВЫБРАТЬ ПРОФЕССИЮ (дело, сферу деятельности) которой они хотят себя посвятить, а не на ту, на которую поступают по желанию родителей. Знания от этого у них не усваиваются, т.к. принцип вызубрил для оценки вышел и забыл — будет именно для родителей. Кроме того, дети не должны жить чужой жизнью и исправлять промашки своих родителей.
  2. Если для этой сферы важно высшее образование — тогда и учиться, И ИДЕАЛЬНО ЕЩЕ ВО ВРЕМЯ ОБУЧЕНИЯ РАБОТАТЬ ПО СВОЕЙ БУДУЮЩЕЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ (ПУСТЬ И БЕСПЛАТНО), набираясь практического опыта. Ключевое слово во всем этом «мотивация» стать специалистом. Тогда и 5 лет не станут «вырванными» из вашей жизни.
  3. НЕОБХОДИМО УЧИТЬСЯ И ПОСЛЕ ВУЗА, повышая свою квалификацию, т.к. время не стоит на месте! Если Вы не двигаетесь с новым прогрессом и тенденциями в вашей области, то вы как мамонт уходите со временем в небытие — уступая новым поколениям и технологиям. В любой сфере крайне важно быстрота освоения и внедрения нового, а соответственно выбор самообразования более продуктивный, потому что ни один ВУЗ сейчас не успевает за жизнью.

Обратите внимание, что больше успешных людей без высшего образования. А если уже на то пошло, то Абрамович, Гейтс, Джобс, Брэнсон, Хонда, Форд и многие другие очень богатые и знаменитые личности не имели высшего образования.

Разумеется, не всем дано свой бизнес открыть. Многим так и придется на кого-то работать. Так ведь удобнее, привычнее, проще, легче. Понятно, что простора поменьше и самореализация не та совсем, но каждый сам выбирает, как ему идти.

А для системы государственных структур, где официальное оформление, предоставляют соцпакеты, да еще на должность нормальную — этот диплом и надо. А бывает еще и очное требуют. Хорошо, что в оценки не смотрят.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.