Мошенничество в социальных сетях

Терминология

Мошенничество — хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путём обмана или злоупотребления доверием. Лицо, занимающееся этим, называется мошенник или мошенница.

Идея статьи

В этой статье поговорим немного про аферистов в сети.

К сожалению, я попался на «удочку» в социальной сети ВКонтакте, решив заказать студенческую работу.

Понятно, что писать писать работы надо самостоятельно, но существуют разные ситуации. Моя ситуация — нехватка времени из-за того, что работаю и учусь одновременно.

Пишу статью в надежде что бы поменьше людей попадались на подобные уловки мошенников.

Одна из схем мошенников

Схема на самом деле стара как мир. Мошенник создает множество «фейковых» страниц в социальной сети.  Копирует фотографии других пользователей и заполняет профили пользователей такой информацией, чтобы она была похожа на правду.

Пример страницы мошенника:

Типичная страница мошенника в социальной сети
Типичная страница мошенника в социальной сети

Все комментарии про отзывы ложные. Их оставляет сам мошенник с других «фейковых» аккаунтов.

Далее, после того как мошенник подготовил «удочки» ненастоящих страниц он оставляет комментарии в группах различных учебных заведений: техникумах, колледжах, вузах.

За примерами далеко ходить не надо:

Типичный комментарий мошенника
Типичный комментарий мошенника

Студент, которому нужно срочно выполнить какую-то работу теряет бдительность и смотрит на страницы, которые меньше всего похожи на «фейк». Находит более скрытого мошенника и заказывает у него работу.

Далее мошенник общается с заказчиком работы до тех, пора пока не получит перевод денежных средств.  После чего прерывает все контакты, добавляя заказчика в черные списки, попутно оставляя какую-нибудь угрозу клиенту.

Пример:

Типичная угроза от мошенника
Типичная угроза от мошенника

Вот и все. Схема сработала!

Что делать

В первую очередь, не расстраивайтесь. Думаю, надо максимально афишировать таких людей (не зря же они запугивают, наверное, чтобы про них ничего не узнали).

Если вы это читаете, после того как вас «развели», то это все-таки опыт и больше не попадётесь.

Лично я написал обращение в МВД России, пожаловался на мошенничество + оставил новость тут и тут в группах/страницах на площадке социальной сети ВКонтакте, написал эту статью, попросил друзей отправить жалобы на страницы мошенников.

Как вернуть деньги, похищенные мошенниками

Есть большая вероятность, что никак.

Если вы самостоятельно перевели деньги то, в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе» перевод денежных средств является окончательным и его нельзя отозвать. Также, по Положению ЦБ РФ № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» отзыв платежа возможен только до фактического поступления средств на счет получателя. В этом положении также установлено, что банки не вмешиваются в договорные отношения клиентов. Взаимные претензии между плательщиком и получателем решаются в установленном федеральным законом порядке без участия банков. Поэтому в случае мошенничества следует обратиться в правоохранительные органы: возврат денег возможен только при их содействии.

Есть заблуждение, что деньги, переведенные мошеннику на банковскую карту или электронный кошелек, можно вернуть, написав заявление в банк или платежную систему об ошибочном переводе. Для возврата денег перевод должен быть действительно ошибочным. После рассмотрения заявления получателю перевода направляется запрос на возврат средств, и если он его подтверждает, то деньги возвращаются. Без согласия владельца карты или электронного кошелька банки и платежные системы не имеют права списывать деньги для их возврата отправителю.

Если вы перевели деньги на счет телефона, можно написать в офисе сотового оператора заявление об ошибочном платеже. При этом нужно приложить чек, подтверждающий оплату. В случае положительного решения по возврату, вся сумма платежа или часть, которая осталась на балансе телефона мошенника, будет зачислена на ваш номер телефона.

Если вы перевели деньги на электронный кошелек, то необходимо сообщить о факте мошенничества в платежную систему. В Qiwi — в службу безопасности, в Яндекс.Деньги — в службу поддержки. Затем обратиться в полицию, получить талон-уведомление и прислать его в ответном письме по вашей заявке в платежную систему. Кошелек, на который вы сделали перевод, будет заблокирован и мошенник не сможет вывести незаконно полученные деньги. Далее они будут изыматься по решению суда.

В интернете встречаются предложения услуг по возврату средств, переведенных мошенникам. Такие услуги предлагают сами мошенники. Эти люди рассказывают о том, что у них есть связи в банках и платежных системах, в правоохранительных органах, что они взламывают любые счета и кошельки. Всё это неправда. Способы обмана у них различные: они могут просто просить предоплату за услугу; спрашивать платежные данные банковской карты, чтобы украсть с неё деньги; присылать поддельное СМС о зачислении возвращенных средств на карту и просить оплатить их «работу»; присылать ссылку на сайт, якобы предназначенный для возврата средств, а на самом деле ворующий деньги с карты.

Как обратиться в полицию по факту мошенничества

Обращаться в полицию стоит по всем фактам мошенничества, вне зависимости от суммы причиненного ущерба и места нахождения мошенника. Нужно хотя бы попытаться сделать так, чтобы мошенник получил наказание за свои действия. Заявление можно подать несколькими способами:

  1. Лично через отдел полиции. Принять заявление обязаны в любом отделе полиции, затем при необходимости заявление будет передано в другой отдел полиции по территориальности. Оперативный дежурный должен выдать талон-уведомление о принятии заявления с указанием регистрационного номера. Талон-уведомление является важным документом, подтверждающим факт обращения в полицию. Отказ в его выдаче недопустим. Обязательно сохраняйте этот талон, так как он может пригодиться в дальнейшем.
  2. Почтой через отдел полиции. Можно отправить заявление в отдел полиции заказным письмом с уведомлением о вручении. Удостовериться в принятии заявления, узнать дату и номер его регистрации вы можете позвонив по телефону в дежурную часть.
  3. Через официальный сайт МВД России https://мвд.рф/request_main. При подаче заявления через интернет выдается код проверки статуса обращения, а после регистрации обращения высылается соответствующее уведомление. Поступившее в электронном виде обращение распечатывается на бумажном носителе, и дальнейшая работа с ним ведется как с письменным заявлением в обычном порядке.

Для заявлений, связанных с мошенничеством в интернете, кражей средств с банковских карт и электронных кошельков, рекомендуется выбирать на сайте из списка подразделений Управление «К« МВД России, которое специализируется на преступлениях в сфере информационных технологий.

Статья 159 УК РФ определяет мошенничество как хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием, и предусматривает уголовную ответственность за совершение этого преступления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *